Для подобного стоического терпения были особые причины. Половина нашей редакции дружно и слажено болеет японскими RPG. Final Fantasy, Sony Playstation, Anime... Боюсь, мой запас терминов исчерпан, ибо я принадлежу к другой половине. Мы - в отличие от - признаем, что изящная японская культура - не для больших белых обезьян. И, не стесняясь, уважаем грубые (но родные) европейские ценности. Я не о водке, конечно, - она интернациональна, разве что ТАМ она - саке. Я о размеренных стратегия без главных героев с Биг Блю Хаер. Вот это - по-нашему. И Warhammer: Dark Omen - по-нашему. Привет, Рыжков! Shogun: Total War клятвенно обещал ликвидировать раскол в дружных игрожуровских (таки путанских?) рядах, удовлетворив всех единовременно. Не буду тянуть кошку за конечности. Удалось. Big in Japan Говорят, сила Сегуна - в его тотальности. Дескать, стратегия позволяет поуправлять и страной в целом, и каждым отдельно взятым отрядом в частности - и это прет, прет, просто сил нет как прет! Черта с два. В том году по этой же узкой горной тропинке вседозволенности ходил Braveheart - не удержался и рухнул вниз. Плотный серый туман - не дефект движка, а верный союзник Секрет в другом. Сегун нашел тончайшую грань между "азартно" и "познавательно". 100%ное погружение в ту самую ненавистную японскую культуру - и вместе с тем ни капли занудства. Баланс между "Сегуном" и "Тотальной за'war'ухой" (две части названия - два аспекта игры) выверен до сотого знака после запятой. Необъяснимо. Шаг влево - и мы в учебнике по японской истории. Шаг вправо - в еще одной стратегии на еще одну ночь. По центру же, невзирая на обилие гейш и самураев, чувствуешь себя на удивление уютно, сухо и непринужденно. Дома. И ронины, гейши, нагинаты, ашигару и прочая нечисть - это родина моя. (Всех люблю на свете я.) Сам же Сегун-пострелизный отнюдь не тот, каким мы планировали его охаять. Нас обманули, но обманули мастерски приятно. Весенняя демоверсия, если вдруг помните, только подтверждала активно раздуваемые PR-службой слухи: Сегун - идейный последователь вышеупомянутого Warhammer: Dark Omen. В комплекте шли: тончайшая, подробнейшая тактика (в деме, кстати, бестолковая до полного ее, тактики, отсутствия) - одна штука, связанные сюжетом миссии - две дюжины, самураи вместо орков в неограниченных количествах и постоянное наращивание панциря-опыта - до посинения. Все. Оказалось - не все. Стратегическая половинка Сегуна - сю-ю-юрприз! - куда масштабнее и значимей, нежели просто половинка. Она, а не тактическое мясо, заражает атмосферой и Японией сразу и надолго. Можно играть неделями, но так никогда и не попробовать фирменных сражений: они проводятся на автомате. Но можно и совместить. Кстати, первые ругательные обзоры Сегуна в сети появились именно благодаря некомпетентности обозревателей: по быстрому окунувшись в пучину битв и прошвырнувшись по вершкам завоеваний, они (хамло) не удосужились рассмотреть стратегию. В нашем случае ошибки не будет. Путь самурая Не повторяйте чужих заблуждений - начните погружение с мануаля. Фирменный положите у изголовья, распечатанную копию суньте под подушку. Так надо. Торговец из далекой Голландии. Штаны развеваются даже в помещении Потому что никакой это не manual. Ни строчки советов и хинтов, ни страницы рекомендаций типа "нажмите клавишу Х чтобы активизировать функцию Y", но рассказ о Бушидо, искусстве войны, дэймо, ашигару - словом, всем, что потребуется настоящему самураю для понимания Сегуна часом позже. Flash'овая энциклопедия средневековой Японии, слишком поверхностная для знатоков, но безумно интересная всем остальным. Мы - лидер клана, дэймо, склонившийся над контурной картой Японии. На дворе - 1530, бесконечные поля асфальта еще не утрамбованы, а европейцы только плывут к будущим создателям Покемонов. Карта удручает: страна изрублена на провинции таких микроскопических размеров, что ожесточенность дележки Курил становится, наконец, понятна. Для нас - каменистый островок с принципиальным вопросом, для них - страна непаханая. Кстати, познавательны даже названия провинций: кто бы мог подумать, что популярная торговая марка Toshiba по происхождению непринципиально отличается от нашего "Урала". Доллар не в фаворе. Местная валюта коку - мера риса, съедаемая одним японцем за один год. В коку оценивается все, от стоимости содержания армии до строительства. Дождик мясу не помеха Враждебные кланы (восемь штук) отличаются прежде всего стартовыми позициями. Любой может быть вашим; каждый - уловимо уникален: одни обосновались в неурожайных высокогорных провинциях и уповают на оборону и дипломатию, те - давят массой и рисом, те - шпионажем и политическими душегубствами. Специализация поощряется различными бонусами: скидки на строительство, найм определенного рода войск и прочее. AI использует особенности без промаха, игроку же, чтобы нащупать свою уникальную тактику, потребуются часы. И для освоения тоже: Япония - не Америка, поверхностным знанием энглиша не отделаешься. Наши войска готовятся в различно специализированных Dojo. Если бы не приставки Horse, Archers или Spear - догадаться о предназначении зданий было бы невозможно. Провинции охраняют не столько самураи, сколько шиноби. Я, как уже было сказано, читал мануаль, поэтому знаю: это не наводящие ужас монахи, а специалисты по отлову бесшумных убийц-нинзя. Взятие моста - смертельный номер. Наступающие сдерживаются с минимальными потерями, поскольку лучники расcтреливают их практически в упор Нинзя! В тоже самое время наши нинзя неслышно скользят по территории противника и ликвидируют вражеских генералов - лидеров отрядов. Вероятность убийства оценивается в процентах, зависящих от опыта нинзя и заслуг генерала, а процесс сопровождаются потрясающим мультиком с одинаковым началом и разными вариантами концовки - либо мочим мы, либо нас. Мультиков, сопровождающих работу нинзя - десятки. Нинзя прокрадывается в цитадель, чтобы, ловко вырезав охрану, обезглавить спящего эмиссара - или быть обезглавленным им. Нинзя проникает в миссию прибывшего с голландскими мореплавателями католического священника и душит того его же четками. Либо умирает от стрелы охранника. Прелесть именно в концовках - первые кадры интригуют, развязка подобна титрам хорошего фильма, пролетевшего на одном дыхании. Подобными мультиками сопровождается масса событий, не только мокруха. Приход нового дэймо - вас сменит сын, а его - внук, следует только родить (не показывают) и взрастить (оповещают) наследника. Смерть последнего совершеннолетнего члена правящего семейства означает распад клана как такового. Сепуку, ритуальное харакири. Увы, в Сегуне дозволено многое. Возможности не ограничили стандартным набором. Дипломатия с альянсами и предательством? Принятие христианства с последующим использованием пороха и мушкетеров? (Пушек нет. Разъяснения во все том же мануале.) Есть все. Даже больше. И! Апофеозом полувековых строительств, апгрейдов и завоеваний станет... гейша. Неуловимый, изощренный убийца, дающий нинзя 100 очков вперед, способный вырезать конкурирующую правящую династию за считанные ходы. И победить. Забудьте Dark Omen, это - Япония. Meat! Хотя есть и Dark Omen. Вернее, Total War. Но это уже совершенно другая игра. На поле боя нет места гейшам и заявленным многотысячным армиям. Единовременно на поле находится не более 960 человек с каждой стороны плюс прибывающее по мере вымирания базового состава подкрепление. Клянусь, достаточно. Более чем. Размах происходящего - за пределами разумного. Эпических сражений подобных сегуновским игровая индустрия еще не видела - факт. Гигантские, необозримые просторы (не хуже Tribes. Кто играл - поймет), стройные, угрожающие ряды лучников и самураев, идеальные прямоугольники отрядов... В динамике это сильно отличается от скриншотов. В лучшую сторону. В динамике размах П О Р А Ж А Е Т Н А П О В А Л. Только так и только большими буквами. Скриншоты только обложка, реальность кусается. Стройные формации калечатся при передвижении, сошедшиеся армии превращаются в кучу-малу. Трупы покрывают поле боя и остаются там навсегда. Армия с низким уровнем морали (или стабильно сливающим генералом) в панике бежит, добиваемая лучниками и преследователями. Героизм, как и в жизни, чрезвычайно редок и традиционно фатален. Погодные явления влияют не только на антураж. В дождь мушкетеры превращаются в беззащитное мясо - примитивное пороховое оружие не умело защитить от влаги запал. Туроковский туман - не жалкая попытка скрыть слабость движка, а шикарный способ подобраться незамеченным. Нарастающий топот, выскочившая из ниоткуда тяжелая кавалерия - и превосходящее по численности раза эдак в три полчище позорно обращено в бегство. Включите опцию ограничения передвижения камеры зоной видимости - адреналина в крови становится больше, чем самой крови. Все внимание - на деревья Естественные - именно так - нарекания вызывает движок. Да, 3D. Нет, выполнено шибко погано. Отекстурен только ландшафт. Причем крестики стыка огромных текстур отчетливо видны даже на скриншотах - позор несмываемый. Все объекты нескрываемо спрайтовые, деревья развернуты одной стороной, а трупы лежат вперед ногами. За это Сегун можно было бы так и вынести, ногами вперед, но масштабы происходящего вполне компенсируют качество. Пентиум 333 с 64 Мб РаМ и 16 Мб Riva TnT тянет среднестатистическую сценку без тормозов, захлебываясь только на совсем уж брутальных эпизодах. Эпичность оправдывает все. ShoGOn! Семь ночей в Японии - мелочь, по сравнению с тем, сколько мне еще предстоит там провести. Патч, вышедший через 40 часов после релиза (видать, не спали, обезбаживали) изменил тактику AI в лучшую сторону. Файл со скриптами базовых формаций снабжен обильными комментариями, достаточными, чтобы разобраться и придумать что-нибудь свое. Без сомнения, на движке Сегуна скоро расплодятся не только домашние переделки, но и полномасштабные конверсии. Сегун как Quake - позволяет реализовать даже самые извращенные фантазии. Значит, у Игры есть будущее. Большое и, гудлак, славное. Но живите настоящим. Shogun - одна из главных игр года. Пусть не пройти, но хотя бы заценить его глазком через дверную скважину следует всенепременно.
|